Главная
 
Новостная суматохаВоскресенье, 19.05.2024, 18:43



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2009 » Сентябрь » 18 » Актуальный Репортаж: Пирамида менеджмента.
15:41
Актуальный Репортаж: Пирамида менеджмента.
Актуальный Репортаж: Пирамида менеджмента.
Что нужно знать и делать, чтобы не оказаться в ней мумией
Менеджер - по-нашему управленец. Это и без словаря все знают. Только вот смысл, который мы привыкли вкладывать в это слово, несколько отличается от его истинной сути. Это надо бы знать тем амбициозным молодым людям, которым повезет обрести новую для России профессию. Наконец-то наше родное Правительство приняло спецпрограмму для жаждущих работать по-американски. Ежегодно по строгим международным стандартам будет подготовлено 5 тысяч руководителей высшего и среднего звена в приоритетных областях рыночной экономики: бухучете, праве, предпринимательстве, финансах, менеджменте, маркетинге.
Российское Правительство выделило немалую сумму на финансирование этого проекта - 203 миллиарда рублей, а некоторые западные страны, в частности Япония и Германия, уже предложили свою помощь в деле подготовки управленцев для России.
Кто есть менеджер в западном понимании? Менеджер среднего звена - первая ступень специалиста, на которой возможно самостоятельное принятие того или иного решения. Средний менеджмент отличается от низшего присутствием более чем одного направления в работе, ответственность за которую полностью возлагается на специалиста, и наличием не менее одного подчиненного из низшего менеджментского состава.
Вполне естественно, что российская действительность внесла некоторые коррективы в менеджерскую деятельность. У нас менеджер - это человек, который решает любые проблемы. При этом у него может не быть подчиненных вообще. К банковским специалистам, юристам, маркетологам, торговым представителям, бухгалтерам, финансистам, компьютерщикам и администраторам - привычным даже в России профессиям из области менеджмента - пару лет назад присоединились совершенно не известные доселе логистики, экаунт- менеджеры, бренд-менеджеры, промоутеры, копирайтеры, медиа- байеры, медиа-планнеры и прочие продакт-менеджеры. Чтобы расшифровать все эти понятия, потребовалась бы не одна газетная полоса. Посему мы выбрали для знакомства с читателем не самого типичного менеджера среднего звена, но с очень типичными обязанностями, работающего в сфере, с которой цивилизованный человек сталкивается каждый день.
Андрей Бушев, 26 лет, начальник отдела маркетинга и рекламы (или менеджер по связям с общественностью) банка средней по столичным меркам величины. Нетипичность Андрея - яркого представителя своей профессии - заключается в следующих характеристиках: он внешне больше напоминает специалиста высшего звена менеджмента. (Может быть, оттого, что обладает дородным телосложением, чего не скажешь о большинстве его субтильных собратьев по цеху, вызывающих ощущение, что все они только что сошли с одного конвейера.) Естественно, облачен в добротный твидовый пиджак и прочие гардеробные атрибуты обеспеченной жизни, но мало улыбается, в отличие от большинства представителей среднего класса его профессии, всегда сосредоточен на решении каких- то серьезных задач, в общении раскован и беззастенчиво пересыпает свою речь диковинными терминами. Позже, когда Андрей поведал мне об особенностях своей работы, нашлось объяснение и его нетипичному стилю общения.
Отдел, возглавляемый г-ном Бушевым, состоит из четырех менеджеров низшего звена: верстальщицы, двух маркетологов и менеджера по транспорту. Начиная с конца, Андрей сразу сообщил мне, что "транспортника" в банке держат за какие-то заслуги, совершенные им в период становления компании аж шесть лет назад. На работу он является к обеду, иногда и вовсе не является, в общем, толку от него нет вовсе, но "вреда, однако, тоже никакого". Происхождение двух маркетологов в отделе тоже довольно простое: одна девушка - "жена большого человека из Центробанка, которой надоело сидеть дома и муж устроил ей теплое местечко в этом банке, которому тоже в свое время оказал определенные услуги по части хорошего кредита". Должность девушке придумали, а обременить какими-либо обязанностями не рискнули - в силу не очень большой ее сообразительности. Второй маркетолог отдела оказался другом детства секретаря правления "фирмы". Его Андрей все же эксплуатирует - понемногу, но с большим эффектом для дела: засылает "шпионить" в другие банки. У маркетолога это получается отлично, поскольку выглядит он совершенно заурядно, пронырлив и дотошен до занудства, а что еще "шпиону" надо для счастья? (Прошу заметить характерную деталь: менеджерами этого уровня в основном становятся благодаря связям.).
А вот что надо отделу: готовить бесконечные концепции для банковского руководства, писать годовые отчеты о деятельности "фирмы", придумывать буклеты, разрабатывать дизайн сувенирной продукции, договариваться о ее изготовлении, устраивать игры- викторины-розыгрыши для реальных и потенциальных клиентов банка, проводить чисто благотворительные акции, заботиться об имидже банка в средствах массовой информации, то есть заниматься подготовкой - на всех этапах - прямой и косвенной рекламы. Все эти обязанности тяжким грузом лежат на плечах нашего героя; полноценной своей помощницей он считает лишь четвертую сотрудницу своего отдела - верстальщицу Люду, но она, увы, осуществляет лишь компьютерную поддержку Андрея.
Некоторые загадочные термины после беседы с Андреем стали для меня абсолютно понятны. Медиа-байер - это менеджер по закупке рекламного пространства, медиа-планнер должен разбираться в рейтингах различных изданий и телепередач, уметь высчитать, где реклама даст наибольший эффект, а копирайтер придумывает рекламные тексты, слоганы, сценарии роликов. Все эти функции, включая уже названные, наш нетипичный герой выполняет в одиночку, и на этом, кстати, его нетипичность заканчивается. Получает Андрей за работу 1 тыс. 200 долл. США, что характерно для специалистов его уровня. Руководство банка часто обращается к нему за советом и полагает, что со временем этот человек войдет в состав банковского правления.
В русском языке с некоторых пор появилось устойчивое выражение, заимствованное из английского,- self made man. Андрея, как и подавляющее большинство сегодняшних российских менеджеров, как раз и следует отнести к категории людей "сделавших себя". Если сегодня под влиянием требований времени и РЭА им. Плеханова, и МВТУ им. Баумана, и МФТИ, и МЭИ, и МАИ, и даже РГГУ (бывший Историко-архивный институт) открыли у себя факультеты всевозможного менеджмента (или переименовали их), то 5 лет назад ничего этого не было. Важная особенность менеджерской работы состоит в том, что хороший специалист-управленец должен иметь базовое техническое образование и навыки руководства. Именно этому в сочетании у нас только-только начинают учить. Пока лишь по двум схемам: западной (без учета особенностей российской жизни) или по старинке (здесь все наоборот). Все понятно, конечно, не успел еще в России, за редчайшим исключением, сформироваться класс квалифицированных педагогов, и, естественно, со временем ситуация изменится к лучшему.
А пока надо "делать себя" самим. Читать серьезные книги по менеджменту западных авторов, как это сделал в свое время Андрей Бушев, и надо "постоянно расти над собой", иначе "конкурент задавит". Совершенствование на своем рабочем месте и карьера на уровне среднего и высшего менеджмента требуют постоянного долбления в одну точку - методично и с упором на конкретное дело. Так написано во всех этих книгах, и так считает большинство "сделавших себя" управленцев.
В чем секрет успеха хорошего менеджера? Андрей утверждает, что - в умении принимать правильные решения: быстро и много раз на дню. Это характеризует как среднее звено специалистов-управленцев, так и высшее. Решения двух этих звеньев отличает лишь степень значимости для предприятия. Высшее руководство занимает вершину служебно-иерархической пирамиды, а прерогативы руководителей других рангов сужаются по мере снижения ступеней вплоть до основания пирамиды - так устроена любая система менеджмента. Чем ниже позиция менеджера на шкале должностей, тем уже круг его обязанностей, соответственно, тем менее значительны его решения для общего дела.
Во всем мире система управленческого образования состоит из школ бизнеса и школ государственного управления. Поскольку интерес к президентской программе по подготовке "менеджеров XXI века" проявили Германия и Япония, даже успев предложить нам свою помощь, важно отметить, что в этих двух странах практикуются два принципиально разных подхода к подготовке управленцев разных уровней в этих учебных заведениях. Японская система менеджмента совершенно нетрадиционна, и о ней следует рассказать отдельно. Германская же школа базируется на типично европейском (плюс США) опыте подготовки таких специалистов. Школа эта построена на принципе case-study - изучении реальных примеров реальных компаний и их подробном разбирательстве. Самая знаменитая европейская бизнес-школа INSEAD находится во Франции (Фонтебло). Кстати, в области подготовки кадров для государственного управления Франция тоже впереди Европы всей. Здесь находится самое кастовое и самое сильное учебное заведение для госменеджеров, где студенты "обрастают" нужными связями на всю жизнь. Кстати, если реклама - двигатель прогресса, то связи - это двигатель менеджмента. Человека со связями "отрывают" с руками и ногами как на Западе, так и в России, и это нас сближает.
Французская система INSEAD практикуется во всех престижных учебных заведениях Европы. Кроме самого образовательного процесса, интересен и метод оценки знаний студента. Сама оценка, например "двойка" или "тройка", является показателем относительного, а не абсолютного уровня знаний по тому или другому предмету. Она зависит от показателей других студентов твоего потока (группы). Эта система, само собой понятно, создает жесткую конкурентную среду и не дает студентам расслабиться - "покой им только снится". Также она гарантирует высокий уровень знаний, но с серьезными моральными издержками (ведь как иначе можно общаться в группе с людьми, зная, что тебе постоянно надо их в чем-то опережать).
В США, наверное, самая широкая сеть школ менеджмента, наиболее престижными из них считаются Гарвардская, Стэнфордская, Уортонская, Слоуновская. Как в большинстве индустриально развитых стран, здесь распространена двухступенчатая система высшего образования для руководителей бизнеса. Первая ступень - двух-, трех-, четырехгодичные колледжи, после окончания которых выпускнику присваивается степень бакалавра делового администрирования. Двухгодичная послевузовская подготовка менеджеров, прежде всего в сфере экономики, финансов и управления, заканчивается присвоением степени магистра делового администрирования (по такому принципу сейчас уже готовят менеджеров и у нас, например в РЭА им.Плеханова). Между первой и второй степенями обучения в США обычно бывает период работы на производстве. Для США общей чертой программ школ менеджмента так же, как и для европейских, является акцент на изучение конкретных примеров, взятых из практики тех или иных корпораций.
В последнее десятилетие американцы стали проявлять огромный интерес к системе японского менеджмента. А поскольку японцы намерены в ближайшее время открыть в России пять обучающих центров в области бизнес- и госменеджмента, а также организовывать стажировку в Японии для некоторых наших специалистов, нам тоже не помешает ознакомиться с их системой обучения поближе. Японский менеджмент уникален тем, что в отличие от всех других в мире он учитывает в повседневной работе человеческий фактор. В Японии каждый рабочий, рассматривая добросовестный труд как свой патриотический долг, отвечает за благополучие компании в целом и всего государства. В других же странах, как известно, поощряется внутригрупповая конкуренция и считается, что результат важнее, чем гармония внутри группы. В Японии же, где приоритет отдается групповому согласию, конкуренция имеет место главным образом между группами, а не членами одной и той же "команды". Проще говоря, японцы хотят работать "лучше и вместе" и не "работать дешевле" (последний принцип - из американского опыта). .
"Не хитри, будь честным; будь хозяином на своем месте", - сказал служащим своей компании основатель электротехнического концерна "Мацусита дэнки" в 30-е годы. Дело его сегодня в Японии процветает. Наверное, потому, что все гениальное, как и его подход к делу, - просто. А под его высказыванием подпишется любой уважающий себя менеджер - от низшего звена до самой верхушки пирамиды.
Марина ГЛАДАРЕВСКАЯ.
Просмотров: 911 | Добавил: Mihkel | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта


Новостная суматоха © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz