ЖАК КАЛЛО ПИШЕТ КОМЕДИЮ ДЕЛЬ АРТЕ.
В Музее имени Пушкина открылась выставка "Весь мир - театр...", на которой представлены офорты Жака Калло, известного гравера XVII века, одного из самых причудливых художников в истории европейского искусства.
Персонажи комедии дель арте открывают выставку Калло. Эти образы, созданные фантазией художника, по-прежнему вызывают интерес у публики. У Калло они появились не случайно. В начале XVII века при дворах европейских правителей проходили представления на светские и религиозные сюжеты, к которым художники делали костюмы и создавали декорации. Им также приходилось оформлять придворные праздники, и тут Жак Калло проявил изобретательность и остроумие.
Его фантазийные этюды на темы сценических действий, а также офорты, выполненные для придворных нужд во Флоренции, серии "Горбуны", "Знать Лотарингии" обнаруживают близость к гротеску и комедии. Как правило, Калло изображал актеров на переднем плане на фоне толпы, а само представление в городской среде. Персонажи получились живыми и непосредственными, а их позы и жесты - смешными и выразительными. Все балансировало на грани приличия и непристойности, хотя художник не придумывал эти образы, а черпал их из жизни.
Офорты Калло дают глубокое и верное представление о масштабе и пышности народных мистерий. Сами произведения небольшие по размеру, тем не менее они отличаются множеством персонажей. Их можно рассматривать сквозь увеличительное стекло. Похоже, что художник представлял себя Гулливером в стране лилипутов. На одной из гравюр, изображающей ярмарку, - 1138 фигур. Скорее это маски, чем социальные типы. Идея жизни как маскарада была модна во времена Жака Калло. Она царит во всех его произведениях, даже заказных, которые шаг за шагом изображают грандиозные праздничные представления в духе Версаля Людовика XIV: выходы аристократической верхушки в нарядах богов и богинь на хитроумных колесницах, и все это пышно и с размахом.
Выставку можно назвать камерной. Стенды, расположенные в середине зала, завешаны транспарантами с увеличенными фрагментами все тех же гравюр. Сами офорты, известные по сотням репродукций, по большей части совсем крохотные. Видимо, художник во всем следовал правилу о том, что весь мир - театр, похожий на одну большую сцену.
|